Обучение физике и астрономии в контексте современных педагогических технологий
    Главная
    Программа
    Кафедра
    Секция 1
    Секция 2
    Секция 3
     Секция 4
    Секция 5
    Секция 6
    История - 2005
    Организаторы
    Контакты
Powered by AGORA
Обучение физике и астрономии в контексте современных педагогических технологий
    Секция 4

СЕКЦИЯ 4

ПРОФИЛЬНОЕ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ
ПО ФИЗИКЕ

В.А. Чащина
МОУ «СОШ №3»
664001,Иркутск, ул. Госпитальная , 2

Любят ли наши ученики физику? Помните, как горят глаза ребят, когда ученики впервые приходят в кабинет физики и мы показываем приборы и первые опыты! Сколько разных "Почему?" слышим мы тогда! Куда же уходит радость обучения и что можно сделать, чтобы ее сохранить? А ведь так хочется учителю учить с удовольствием, а ученику учиться с радостью! С этой целью в течение пяти лет в МОУ СОШ № 3, проходят уроки физики в 5-6-х классах. Почему выбран именно этот возраст? Считаю, что возраст ознакомления учащихся с основами физики как науки выбран не вполне удачно. С одной стороны, к 7-му классу интересы подростков в основном начали формироваться вокруг одной из школьных дисциплин, с которыми начинают знакомиться уже в 5-м классе (возрасте "почемучек"). С другой стороны, значительно возросла сеть информационного образования, что ведет к утрате "новизны" и снижению интереса к вопросам, предлагаемым школьной программой. В школе должно произойти самоопределение личности, ее нравственное, этическое и эстетическое воспитание, вооружение знаниями о природе, обществе и о месте человека в них. Достижению этих целей способствует введение развивающего пропедевтического курса на основе физики. Задачей пропедевтического курса является оказание помощи ребенку в решении проблем социализации средствами предлагаемого учебного курса. Школа не готовит ребенка к сложностям реальной современной жизни. Она, в том числе и на уроках физики, знакомит ученика только с очевидными закономерностями, требует определенного поведения и однозначных выводов. Современная жизнь ставит ребенка в сложные ситуацию, требует, чтобы он умел прогнозировать течение событий и возможные варианты их развития. Все это предъявляет новые требования к целям и задачам обучения в школе. На первый план выходят иные образовательные задачи: ученика следует учить размышлять, планировать свою деятельность, давать оценки ситуациям и поступкам, спорить, устанавливать причинно-следственные связи, обучать культуре общения и социальному взаимодействию. Основными целями пропедевтического курса являются: развивающая цель, она понимается как развитие мыслительных навыков ребенка. Вторая цель - пропедевтическая, подготовка школьников к восприятию всего естественнонаучного цикла дисциплин. Третья цель- обучение школьников языкам природы и науки, учить детей наблюдать явления. Четвертая цель - формирование интереса к познанию окружающего Мира, к процессу узнавания нового вообще, создание устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии. Пятая цель- создание педагогических условий для самореализации личности школьников 5-6-х классов и их социальной адаптации путем создания на уроках ситуации обучающего и воспитывающего общения. Задачами курса являются: формирование собственной картины Мира на научной основе; подведение к пониманию причинно-следственных связей; предварительное знакомство с языком и методами физики; подготовка к сознательному усвоению систематического курса физики, формирование навыков чтения и устной речи.
Своеобразие целей и задач курса обуславливают специфику форм и методов работы с учащимися.
Обучение физики в 5-6 классах ведется в диалоговой форме. Большинство сведений и представлений учащиеся получают в ходе самостоятельной деятельности, организуемой учителем. В курсе физики 5-го класса предусмотрено большое количество практических работ. С учетом возрастных особенностей детей все задания необходимо формулировать в живой увлекательной форме, в виде сказок, загадок и т.д. В условия задачи необходимо включать героев сказок, мультфильмов. Для выполнения домашнего задания предлагаются задания с элементами конструирования. Например: изготовить простейшие весы, термос. В курсе используются разнообразные дидактические игры для текущего и итогового контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка, раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в предложенной ситуации. Проведенная работа и полученные результаты тестирования, проведение итоговых зачетных мероприятий в игровой форме показали, что введение развивающего пропедевтического курса физики положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к физике, усиление речевой активности, интеллектуальных умений и навыков, снятие синдрома тревожности, создание благоприятного психологического климата на уроках. Все это позволяет сделать предположение о том, что целесообразно введение такого курса в любой массовой общеобразовательной школе.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗУН УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Т.С. Внучкова
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
664005, Иркутск, ул. Госпитальная, 2

Функции проверки ЗУН учащихся:
Контролирующая, обучающая, ориентирующая, воспитывающая.
Учебные цели проверки ЗУН учащихся:
Диагностирование и корректирование ЗУН
Учет результативности отдельного этапа процесса обучения
Определение итоговых результатов обучения на разном уровне (тематический, четвертной, полугодовой, экзамены)
Необходимость в диагностировании ЗУН учащихся появляется в тех случаях, когда перед учителем возникает вопрос каковы ЗУНы учащихся по определенным разделам физики. Задания, составленные с этой целью, должны быть тестовые.
Я в своей работе уже много лет использую индивидуально-тематический учет ЗУН учащихся по физике в старших классах.
Весь учебно-программный материал разбиваю на отдельные темы. В начале изучения темы учащиеся получают вопросы по теме и задачи для домашнего решения. В процессе изучения темы учащиеся участвуют в групповой работе по изучению нового материала, выполнении практических работ, лабораторных работ, уроках решения задач, семинарах, конференциях, готовят доклады, рефераты, презентации по определенным вопросам темы, выполняют проверочные работы, самостоятельные работы, физические диктанты. Формы работы на уроке: как групповые так и индивидуальные, высок уровень самостоятельной деятельности учащихся. Изучение темы заканчивается сдачей зачета по теме и письменной домашней работой по решению задач.
Зачет предполагает ответы на вопросы как теоретические, так и практические. Зачет проходит в течение 2-х уроков физики. Учащимся выдается оценочный лист, где они оценивают свои знания и умения по каждому заданию (предварительная самодиагностика). Затем оценочный лист сдается учителю (для коррекции ЗУН), и учащиеся выполняют зачетную работу. Как правило, это тестовые задания, которые включают как теоретические вопросы, так и практические. Проверяется не только знания законов, понятий, явлений физических, но и их практическое применение в разных ситуациях (простых, усложненных и сложных). После проверки зачета каждому ученику выставляется оценка по теме, т.е. ведется тематический учет, а оценка за полугодие выставляется как среднее-арифметическое по тематическим оценкам: 4,4,3 →4; 4,4,3,3 →? Можно перездать одну из тем (по выбору ученика) во внеурочное время. Данная зачетная система обеспечивает проверку ЗУН каждого ученика, продвижение всего класса в усвоении отдельных тем, разделов физики. Для осуществления зачетной системы учитель должен иметь дидактический материал, позволяющий дать дифференцированные задания каждому ученику.
Письменная проверка ЗУН учащихся по физике
• Физические диктанты (10-11 кл.). Составляю, как правило 20 вопросов по теме. Учащиеся I варианта отвечает на нечетные вопросы, II варианта - на четные вопросы. Ответы (если это формулы) пишу с обратной стороны доски. Затем провожу самопроверку или взаимопроверку ( другим цветом чернил или карандашом), предварительно называю норму оценок
«5»- 10
«4» - 7-9
«3» - 5-6
Затем учащиеся сдают мне работы, я их проверяю (перепроверяю) и выставляю оценки в свой рабочий журнал (с указанием формы работы).
• Самостоятельные и проверочные работы. Здесь использую групповую форму работы на уроке.
• Сочинения и рефераты на физические темы.
• Зачет – как итоговая форма проверки ЗУН учащихся.
Форма - письменная или устная. Раньше чаще использовала устную форму, сейчас письменную. Письменный зачет провожу в виде тестовых заданий.
Тестовая проверка ЗУН учащихся предусматривает решения задач и упражнений. Ответы на вопросы разных уровней сложностей (А, B, C.), Задания составляются на основе базовой подготовки учащихся, предусмотренные действующими стандартами по физике. При систематическом проведении итогового контроля с помощью тестов у каждого ученика появляется возможность оценить свои успехи по объективным критериям.
Я же в свою очередь получаю объективную картину овладения учащимися ЗУНами в соответствии с обязательными требованиями программы, что помогает мне оказывать индивидуальную помощь каждому ученику по обнаруженным пробелам в знаниях, корректировать собственную деятельность, выявлять особо одаренных школьников и оказывать им поддержку в развитии способностей.

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ, УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В.А. Колтомова, И.А. Кужель
МОУ «Ангарский лицей №2»
Ангарск, ул. Фестивальная,4

Только тот, кто планирует,
И может организовать
(аксиома менеджмента).

В основе исследовательской деятельности учителя лежит важнейшая потребность в новой информации, впечатлениях и знаниях, результатах деятельности. Данный вид работы необходимо рассматривать как взаимосвязанную, направленную на решение совместно с учащимися поставленных задач, на тесное сотрудничество по достижению намеченных целей. Ценность исследований заключается еще в том, что учащийся и учитель обучаются в процессе сотворчества, для каждого важно увидеть свою индивидуальную траекторию деятельности.
В современной педагогике, по степени самостоятельности учащегося, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:
1. Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти самому учащемуся.
2. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
3. Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Структура учебного исследования включает следующие этапы:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выдвижение гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• обобщение полученных данных;
• подготовка проекта (сообщение, доклад и др.);
• защита проекта.
На всех этапах работы главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих и креативных способностей, приобретение учащимися новых знаний, умений и навыков. Это бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающие творца от исполнителя, а также конкретный результат практической деятельности учащегося.
Организация учебно-исследовательской работы, поисковой деятельности лицеистов – одно из приоритетных направлений научно-методической работы в лицее.
При поступлении в «Ангарский лицей №2» перед абитуриентами ставится задача написать творческую работу проблемно-поискового, исследовательского характера, которая должна быть защищена в зимнюю сессию. Главная задача заключается в том, чтобы подготовить учащихся к выполнению данной работы, привить интерес к исследовательской работе, помочь в овладении научными методами как инструментами получения нового знания, а также обучить навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации, применения и разработки научных методик, проведения опытов или экспериментов.
На первом этапе своей исследовательской деятельности учащиеся сталкиваются с проблемой определения темы, обоснованности выбора и описания актуальности. Им необходимо подсказать, что следует избегать широких названий обобщающего характера, т.к. тема должна точно и чётко отражать сущность проделанной работы и полностью соответствовать содержанию, результатам работы.
Следующая проблема, которая возникает – формулировка цели и конкретных задач проведения исследования, выдвижения гипотезы. Чем конкретнее цель, тем понятнее, что и какими средствами планируется достичь в работе. Зачастую грамотная формулировка цели исследования имеет решающее значение, ориентируя его в теории и практике. В согласовании с целью происходит выбор методов исследования.
На последующих этапах учащимся предстоит предварительная защита в предметных экспериментально-методических лабораториях и публичная стендовая защита своих работ, на которой они могут показать: насколько ориентируются по данному вопросу, какие использовали методики для решения проблемы, каковы результаты исследования. Работы рецензируются, по итогам экзамена к лучшим работам даются рекомендации для участия в научно-практических конференциях. Материалы некоторых работ можно использовать на уроках как дополнительный материал.
Таким образом, творческий экзамен может стать одной из наиболее эффективных форм вовлечения лицеистов в учебно-исследовательскую деятельность, стимулом для дальнейшего занятия поисковой работой и определения дальнейшего профиля обучения.
В будущем учащимся предоставляется возможность выступить на Ломоносовских чтениях, НПК «Шаг в будущее», НПК «Юниор», НПК в ИГПИ, НПК в МФТИ. Выступления на конференциях разного уровня развивают мотивацию к учебе, увлечению наукой, расширяют кругозор и помогают с определением выбора будущей профессии.
По результатам защит на НПК, решения олимпиадных задач некоторые лицеисты зачисляются в список будущих студентов.
Проанализировав выбираемые темы учащимися, большинство их акцентируют свое внимание на ту тематику, где есть реальная практическая часть, в которой можно увидеть и потрогать результаты своей деятельности.
Именно творческое вдохновение, мироощущение помогают человеку более гармонично сосуществовать с окружающей его действительностью, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, найти в себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

О.О.Пынькова
МОУ «СОШ№19» с углубленным изучением отдельных предметов
664033,Иркутск, Лермонтова 279

В 2001 году наша школа вступила в эксперимент по модернизации российского образования «Совершенствование структуры и содержания образования». Мне как учителю физики была поставлена задача обучение учащихся 3 ступени физике в гуманитарном классе, где на предмет отводится 2 часа вместо 4 в общеобразовательном классе.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены цели общего образования на современном этапе, в которых подчеркивается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Задача каждого учителя - создать такое образовательное пространство, которое обеспечит естественным путем расширение знаний учащихся при самостоятельном изучении курса физики как на профильном уровне, так и по тем предметам, которые не являются профильными.
Физика - сложный предмет, изучать физику ребятам гуманитарного класса труднее вдвойне. Учащиеся должны не только запоминать сложные формулы, детали приборов, сущности физических явлений, но и понимать суть прочитанного или сказанного, улавливать причинные связи между физическими явлениями и процессами.
Физика должна помочь учащемуся реализовать потребность в объяснении сложного окружающего мира с помощью небольшого числа основных закономерностей. Если ему удается это сделать, то он должен испытывать при этом эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение.
Работа с учащимися гуманитарных классов проходила в четыре этапа.

1 этап. Создание банка вопросов
Учащиеся определяют те вопросы об окружающем мире или природном явлении, на которые они хотели бы получить ответ.
Какие вопросы задают уч-ся на 1 этапе:
Как образуется радуга? Как образуются кристаллы льда? Как образуются узоры на окнах? Как и почему животные предчувствуют стихийные бедствия? Почему зимой тротуары посыпают солью? Почему мы физически не ощущаем движение земли? Как объяснить возникновение смерча? Как образуется молния, и почему гром опаздывает? Как объяснить северное сияние? Почему у снежинки правильная форма? Почему пламя красное? Будет ли у света конец? Как построили пирамиды? Что делает закат таким прекрасным? и так далее.
Список вопросов можно продолжать бесконечно долго. Каждый учащийся должен предложить не менее 10 своих вопросов. Учитель в завершении этого этапа систематизирует все вопросы, предложенные ребятами, создает общий список для класса и предлагает учащимся этот список вопросов (до 40 тем) для выбора. Ученик может выбрать любую понравившуюся ему тему.

2 этап. Уточнение темы, проблемы и выбор вида работы.
Учащиеся могут выбрать любой вид работы: реферат, научно-исследовательскую работу или проект.
На данном этапе ребята согласовывают тему с преподавателем во избежание совпадений.

3 этап. Разработка и написание реферата по выбранной теме.
Это самый длительный и сложный этап. Ребята работают в течение 3-4 месяцев по выданной каждому инструкции.

Если вы желаете подготовить реферат (проект) на «5» , то
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ.
1. Назовите, какую цель вы ставите при написании реферата.
2. Какие задачи решаете в процессе создания реферата.
3. Обоснуйте ваш выбор. (Почему вас заинтересовал данный вопрос?)
4. Напишите план работы.
5. Содержание основной части реферата должно быть отражено не менее, чем на пяти печатных страницах и быть научным и обоснованным.
6. При проведении исследований по данному вопросу возможно анкетирование на знание данного явления. Это может стать практической частью.
7. Проведите эксперимент или смоделируйте физическое явление.
8. Сделайте выводы по результатам работы.
9. Отнеситесь к данной работе творчески (приветствуются эпиграммы, стихи, сочинения, рисунки и т. д.).

4 этап. Создание мультимедийного проекта.
Это завершающий этап работы, на котором, по желанию учащихся, может быть создана презентация.
И вот работа готова, учебный год подходит к концу. На последних уроках 10-11 классов проводится конференция, ребята слушают доклады, живо обсуждают затронутые вопросы и, конечно же, высказываются о том, какой доклад больше понравился их, какая информация была наиболее познавательной и интересной.
Прошло 4 года работы в экспериментальных гуманитарных классах. Посмотрим результат удовлетворенности выбором учащихся десятых-одиннадцатых классов своего образовательного профиля. В таблице отражены результаты наблюдения за учащимися четырех выпусков.


Подведем итоги нашего исследования.
Целью изучения курса физики для учащихся гуманитарных классов является формирование современной физической картины мира, позволяющей осознать происходящие вокруг нас природные явления с научной точки зрения. Пригодится ли это ребятам в жизни или нет, однозначно ответить нельзя. Одно можно сказать с уверенностью, что человек, владеющий достижениями человечества как в культурной, гуманитарной, так и в естественнонаучной области, эффективнее развивается и формирует свой взгляд на окружающий мир. Самое главное - это научиться понимать, объяснять и моделировать те явления природы, которые нас окружают.


ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ РАЙОННОГО АГРОКЛАССА

Е.А. Федотова
МОУ «Белореченская СОШ»
665479, п. Белореченский, Усольского района

Усольский район знаменит предприятиями агропромышленного комплекса: АО СХАО «Белореченское», СХПК «Усольский Свинокомплекса, ЗАО «Железнодорожник, ЗАО «Большееланское» и др., на которых трудятся родители и знакомые выпускников сельских школ. Преумножать славу района, внедрять новейшие технологии могут только высоко квалифицированные специалисты.
Основную задачу я вижу в оказании помощи выпускникам Усольского района в выборе профессии сельскохозяйственного профиля и поступлении в ИрГСХА. С этой целью на базе МОУ Белореченская СОШ был создан районный агрокласс, который работает по двум направлениям: учебная деятельность и прфориентационная работа. Целью профориентационной работы является знакомство с профессиями сельскохозяйственного профиля через экскурсии на предприятия агропромышленного комплекса и спецкурсы. Ведущие специалисты знакомят ребят со спецификой своей работы, заостряя внимание на то, что без знания законов физики сложно будет изучить и управлять новейшим технологическим оборудованием.
Для осуществления учебной деятельности налажена связь со всеми кафедрами академии с целью оказания научно-методической помощи, согласования программ довузовской подготовки, проведения выездных консультаций и олимпиад. В итоге учебный процесс обеспечивают 10 высококвалифицированных преподавателей по русскому языку, математике, химии, биологии и физике. Два раза в год совместно с академией провожу мониторинг эффективности агрокласса и закрепляемости студентов на факультетах ИрГСХ. В итоге за три года работы по данному направлению из 83 ребят, поступивших в академию, только четыре продолжают обучение в других учебных заведениях.
Результаты опроса учащихся агрокласса показали, что данная форма работы позволяет им сделать правильный выбор будущей профессии.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ФИЛИАЛА КАФЕДРЫ ОПТИКИ И СПЕКТРОСКОПИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

А.Н. Латышев, В.Н. Расхожев, Т.В. Волошина, Л.Ю. Леонова,
И. В. Кавецкая
«Воронежский государственный университет»
39406, Воронеж, пл. Университетская, 1
latyshev@phys.vsu.ru

Формирование научного мировоззрения и подготовка школьников к будущему выбору профессии требует различных подходов, так как в первом случае необходимо определенное обобщение знаний о законах природы, формах существования материи и ее движении, а во втором, задача решается путем углубления знаний в одном из направлений развития науки.
Однако возможно создание программ обучения школьников, которые позволяют объединить эти две стороны образования. Это можно осуществить, если мировоззренческую подготовку проводить таким образом, чтобы четко устанавливалась взаимосвязь между обобщенными знаниями и конкретными достижениями в области тех или иных наук. Очень полезно ретроспективное представление учебного материала, так как в этом случае легко показать эту взаимосвязь. Кроме того, это дает наглядный урок формирования обобщенных знаний через конкретные научные открытия. А главное - при таком способе представления материала удается отойти от узкого профессионализма, показать связь различных разделов знаний и их благотворное влияние друг на друга.
В качестве конкретного примера такого подхода можно рассмотреть сочетание астрономии и астрофизики с одной стороны и некоторых разделов физики (оптика, спектроскопия) с другой, которое было положено в основу обучения школьников в рамках филиала кафедры оптики и спектроскопии ВГУ, проводимое в двух школах города г. Воронежа около двадцати лет.
Обучение в филиале кафедры строится по системе, предусматривающей занятия один раз в неделю в течение двух лет в десятых и одиннадцатых классах. Программа включает курсы лекций: «Геометрическая оптика», «Астрономия», «Введение в атомную спектроскопию», «Основы специальной теории относительности», и практикумы по атомному спектральному анализу, астрономии и решению нестандартных задач по физике. Выпускникам филиала кафедры по результатам квалификационного экзамена присваивается специальность лаборанта-спектроскописта и выдается удостоверение общероссийского образца.
Кроме того, на базе филиала кафедры организовано проведение физического практикума по спектральному анализу для физических и физико-математических классов средних образовательных школ, гимназий и лицеев города, включающего выполнение работ по изучению основных этапов спектрально-аналитического процесса, принципа действия спектральной установки, различных методов спектрального анализа, получению и расшифровке атомных эмиссионных спектров.
Используя возможности Internet и компьютерные технологии, все разделы астрономии имеют самые современные иллюстрации в виде презентаций. Причем, события в области физики и астрономии Internet отслеживает буквально в режиме реального времени, а презентация позволяет тут же использовать их в лекционных курсах. Создание визуального ряда на основе информации профессиональных сайтов, включение анимированных изображений, цитаты работ известных ученых позволяет создать преподавателю яркий и запоминающийся урок.
Инструментальная база астрономической обсерватории университета позволяет проводить практические наблюдения реальных объектов звездного неба, увидеть своими глазами то, о чем говорится на теоретических занятиях.
Теоретические разделы физики (геометрическая оптика, основы атомного спектрального анализа) являются основой экспериментального курса «Спектральный анализ», подготовка по которому идет на протяжении двух лет. В ходе чтения лекций проводятся семинарские занятия, решение задач и подготовка рефератов по интересующим учащихся темам.
Лабораторный практикум по спектроскопии предусматривает изучение теоретического материала, овладение техникой работы на спектральных приборах, приобретение навыков настройки приборов и контроля их работы.
Системный подход к формированию умений и навыков привел к необходимости появления цикла занятий по решению физических задач. Это способствует более глубокому осмыслению изученных явлений и законов, формированию целостного представления об окружающем мире.
В рамках филиала кафедры при построении программы занятий учитываются конкретные требования, предъявляемые к ученикам, которые в дальнейшем собираются продолжить свое образование в области естественных наук. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ, в частности рассмотрению вопросов, которым в обычной школьной программе не уделяется достаточного времени. Кроме того, учитываются пожелания учителя, работающего в данном классе, относительно разделов, требующих более углубленного изучения.
Преподавание трех основных дисциплин – астрономии, спектрального анализа и физики проводится либо параллельно, либо со сдвигом во времени в течение всего срока обучения. Это дает возможность увязать основные, наиболее интересные этапы в развитии астрономии, решающие мировоззренческую часть подготовки, с конкретными достижениями оптики. Так, например, достижения в области геометрической оптики, создание современных телескопов, сопоставляется с постепенным развитием знаний и современными представлениями о строении Вселенной. Далее, показывается, как достижения в области спектроскопии атома резко изменило представление о распространенности элементов в природе. Что, в свою очередь, доказывает единство химического состава всех небесных тел.
В результате, рассматривая наиболее интересные вопросы астрономии и астрофизики, школьники не только получают полноценное мировоззренческое образование, но при этом получают углубленные знания по физике и математике и приобретают навыки специалиста на уровне лаборанта-спектроскописта. Они приобретают такие знания, которых не могут получить в рамках школьного образования. Это дает возможность составить более четкую картину о будущей профессии.
При этом у них формируется необходимое представление о взаимосвязи наук и стойкое убеждение в неограниченных возможностях научного подхода к изучению Природы.
Основным результатом работы филиала стали многочисленные успешные студенты университета и вузов технического профиля, трансформирующиеся в специалистов различных направлений, в том числе и уровня кандидатов наук.
Таким образом, кооперация старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования направленная на решение задач профессионального обучения способствует созданию «образовательной среды», ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, учитывающей реальные потребности рынка труда.


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ:
« ОПТИКА - ДОРОГА К ПРОСВЕТЛЕНИЮ» 9 КЛАСС

Л.А. Саврасова
Байкальская МОУ « СОШ №12»
665914, Иркутская область Слюдянский район
г.Байкальск, ул. Гагарина,208
muzha.net85@mail.ru

Пояснительная записка.
Кто из мальчишек, да и девочек тоже, не мечтает о море, о героических профессиях, зачитываясь книгами об отважных героях, людях необыкновенной судьбы? От этой потребности ребят в героическом мы и идем, включая их в ситуации, помогающие преодолеть дистанцию между «хочу» и «могу». Осознать свои возможности, пробудить чувства долга, ответственности. Как зажечь высокое человеческое стремление к самосовершенствованию и творению добра?
Как « достучаться» до ребят? Сделать милосердие состоянием души.
Можно ли стать «духовно богатым и морально чистым», не будучи внимательным, к людям, которым хуже, чем тебе, которые нуждаются в твоей помощи?
Я уверена, что цивилизованное общество третьего тысячелетия должно быть милосердным, без этого невозможно ни полноценное экономическое, ни политическое развитие. От всех нас зависит, каким станет общество, а должно оно быть, прежде всего, нравственным. Третий год я с детьми стараюсь чем-то помочь детскому дому в нашем городе. Так получилось, что детский дом и дом престарелых находятся в одном здании, поэтому мы с детьми помогаем и престарелым жителям центра. Собираем вещи, книги, ручки, карандаши, тетрадки. Вместе проводим игры, поём песни. Сделали много фотографий, видеозаписей.
Можно одновременно заинтересовать ребят и физикой при использовании фотоаппаратов и видеокамер, рассмотреть их устройство и принцип действия (поэтому я взяла раздел «Оптика»).
Для освоения многих профессий нужны основательные знания по физике. В ходе освоения данного курса учащиеся узнают о развитии главных и магистральных направлений этой науки.
Важно направить работу в программе на формирование у детей более широкого взгляда на окружающий их мир - мир человека и науки. Подчеркнуть единство человека и природы, их взаимосвязь и взаимозависимость.
В нашу повседневную жизнь вошла компьютеризация, которая является одним из приоритетных направлений развития образования. Поэтому я включила в проект мультимедийные компьютерные технологии. При использовании компьютера можно увеличить объём информации. Дети наглядно видят конечный итог своего труда, оформляя свои отчёты в виде презентаций. На протяжении всего курса ведётся лист учёта участия учащихся в работе по элективному курсу «Оптика – дорога к просветлению». Критерии оценки и контролирующие материалы даются в приложении (см. А.В.Постников Проверка знаний учащихся по физике 6-7 дидактический материал М.: Просвещение, 1986).
С учётом выше изложенного в проекте была поставлена
цель:
1.Идейно-нравственое воспитание учеников.
2.Получить представление о профессиях: воспитателя,
повара, журналиста, корреспондента, директора, фотографа, юриста, инженера, врача-гастроэнтринолога, учителя. Проверить свои профориентационные устремления, утвердится в сделанном выборе.
3. Сформировать основы современной естественно - научной картины мира и показать место человека в ней.
4. Предоставить возможность расширить кругозор, реализовать свой интерес к предмету.
5. Научить публичным выступлениям.
Для достижения данной цели были поставлены
задачи:
1. Способствовать воспитанию личной ответственности каждого ученика за будущее нашей планеты.
2. Расширить представление детей об окружающем мире, показать физику вокруг человека.
3. Развивать логическое и критическое мышление через понимание единства природы и человека.
4. Пробудить в детях интерес к самостоятельным наблюдениям за природными явлениями - это должно способствовать познавательной активности учащихся, умению делать выводы, накапливать знания.
Ожидаемые результаты:
 Станут милосерднее и добрее.
 В ходе освоения данного курса учащиеся узнают о развитии главных и магистральных направлений этой науки.
 Произойдёт формирование более широкого взгляда на окружающий их мир - мир человека и науки.
 Смогут определиться с выбором профессии.
Описание разделов программы
Программа содержит следующие разделы:


 Модуль 1
« Мозговой штурм»- психологическая разведка о составе группы
Входящий тест (1-2урок)
Оптика. Оптические приборы. Лазеры (с 3-12урок)
 Модуль 2
Экскурсии(2ч) - Солнечная станция «Бадары»
Экскурсии (2ч) - Типография, фотостудия
Экскурсии (2ч) - Поликлиника – кабинет гастроэнтринолога, центр реабилитации
 Модуль 3
Творческая мастерская(4ч) – Изготовление фотографии, изготовление перископа
 Модуль 4
Курс «Мастер презентации» (с23-28урок)
 Модуль5
Научно-практическая конференция (2ч)
Выходящий тест (2ч)

Учебно-тематический план.
Урок 1. « Мозговой штурм»
Цель урока: Анкетирование. Входящий тест.
Формирование групп.
План изложения:
1 Формулирование тем самостоятельной работы.
2.Выбор творческого названия группы.
3.Выбор девиза. Заполнение анкет.
4. Входящий тест.
Урок 2.Вопросы для самостоятельных исследований и оформление рефератов для выступления на заключительной конференции.
Цель: Самостоятельная поисковая работа.
План изложения: Темы для поиска-
1.История создания центра реабилитации.
2.Ветераны войны и труда – жители центра.
3.Дети - воспитанники центра.
4.Физика вокруг нас: История создания фотографии.
5.Первые телескопы, обсерватории. Радиотелескоп в Тункинской долине «Бадары».
6.История создания очков и фотоаппаратов.
7.Первые печатные приборы.
8.Оптика на службе в медицине.
9.Журналисты и фотографы ВОВ.
Урок 3. Развитие взглядов на природу света.
Цель: Дать научное обоснование природы света.
План изложения: что изучает оптика? что такое свет?
Первые открытия в области изучения света.
Урок 4. Свет и глаз.
Цель: Доказать какое значение имеет для всякого живого организма свет.
План изложения:
1. «Epeira diademata» ( М.И. Блудов «Беседы по физике»).
2.Художники и поэты о солнечном свете.
3. Строение глаза. Заболевания глаза.
Урок 5.Глаз и зрение. Очки. Близорукость и дальнозоркость.
Цель: Рассмотреть строение глаза. Линзы.
План изложения:
1.Строение глаза, близорукость, дальнозоркость, виды линз, очки.
Урок 6.Законы отражения и преломления.
Цель урока: Дать вывод законов.
План изложения:
1.Закон отражения, закон преломления. Явление полного внутреннего отражения. Видео "Использование световода в гастроскопии".
3. Построение изображения в линзах, призмах. Использование В\Ф.
Урок 7.Оптические приборы. Фотоаппарат.
Цель: Рассмотреть строение приборов.
План изложения:
1.Модель фотоаппарата, принцип действия цифрового фотоаппарата.
2.Построение хода лучей в аппарате, первые аппараты.
Урок 8. Линзы. Решение задач.
Цель урока: Научить применять знания оптических законов в различных ситуациях при решении задач.
План изложения:
1.Виды линз.
2.Формула для нахождения двояковыпуклой линзы.
3.Формула увеличения лупы. (Г=25/f+1).
Урок 9.Оптические явления в природе.
Цель урока: Рассмотреть различные оптические явления в природе.
План изложения:
1.Радуга, северное сияние, миражи, дисперсия, поляризация, дифракция.
Урок10.Лазеры.
Цель урока: Дать понятие лазера. Общее понятие.
План изложения:
1.Действительность, превосходящая фантазию.
2.Лазеры обрабатывают металл.
3.Можно ли заморозить световую волну? (М.И. Блудов «Беседы по физике»)
Урок11. Учёные - физики.
Цель урока: Показать работу учёных-физиков в области оптики.
План изложения: просмотр к/ф.
Урок12.Химическое действие света. Фотография.
Цель урока: Дать понятие химического действия света.
План изложения:
1.Строение молекулы, атома, фотосинтез, фотоплёнка, получение фотографии.
Урок: (13-18 урок)
Экскурсии в центр реабилитации (2ч).
Цель: Знакомство с жизнью детей и пенсионеров.
Сделать фото и видеоматериал.
Урок: (2ч) Экскурсия на « Солнечную станцию» п. Бадары.
Цель: Показать практическое применение оптических законов. Рассмотреть радиотелескоп.
Познакомиться с профессиями: водителя, инженера, учёного - физика.
Урок: (2ч) Экскурсия в типографию, фотостудию.
Цель: Посмотреть изготовление газет и журналов. Познакомить с профессией журналиста, фотографа, редактора. Начать выпускать физическую газету.
Экскурсия в поликлинику.
Цель: Посмотреть использование световода в гастроскопии.
Урок (19-22 урок) Творческая мастерская (4ч)
Урок: Лабораторная работа.
Тема: Изготовление фотографии.
Приборы: фотопленка, хим. вещества (проявитель закрепитель), фотобумага, фотоувеличитель.
Цель: практическое применение знаний законов оптики при изготовлении фотографии.
Урок: Лабораторная работа
Тема: изготовление перископа.
Приборы: зеркала, картон, клей.
Цель: практическое применение знаний законов оптики.
Урок (23-28 урок) «Обучение программе Intel» планирование смотреть в приложении к программе.
Курс " Мастер презентаций".
 Введение в Power Point-2000.
 Возможности этой программы.
 Учебная работа с программой. Создание, открытие и сохранение
 презентаций.
 Вставки объектов, их удаление, копирование.
 Форматирование объектов.
 Режимы просмотра и демонстрации слайд - фильмов.
 Достижение единообразия и оформление презентации.
 Настройка и создание анимации.
 Самостоятельная работа групп по выполнению заданий, подготовка презентаций и публикаций.
Урок29-30 Научно-практическая конференция.
Тема: «Оптика - дорога к просветлению»
Цель: Современное представление о милосердии, влияние физики на мировоззрение. Систематизировать полученные знания. Выходящий тест.
В ходе уроков возможные лабораторные эксперименты:
 определение фокусного расстояния собирающей линзы
 определение оптической силы собирающей линзы
 определение фокусного расстояния рассеивающей линзы
 получение изображения с помощью собирающей линзы
 экспериментальная проверка формулы линзы
 сборка трубы Кеплера
 сборка трубы Галилея
 сборка модели микроскопа
 измерение показателя преломления стекла
 измерение показателя преломления жидкости

Рекомендуемая литература для учителя.
• Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников М.: Просвещение, 1993.
• Князева М.Л. Ключ к самосозиданию.- М.: Молодая гвардия, 1990.
• Разумовский В.Г., Тарасов Л.В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация. - М.:Сов. Педагогика, 1988,№7
• Дубровский А.А. Жемчужина России М.: «Педагогика»,1985.
• Ланина И.Я. 100 игр по физике.- «Просвещение», 1995.
• М.М. Балашов О природе - М.: «Просвещение», 1991.
• М.Н.Алексеева Физика - юным – М.: «Просвещение», 1980.
• Блудов М.И. «Беседы по физике» М.: Просвещение,1992.
• В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс М. «ВИКО», 2004.
• И.Я. Ланина Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991.
• А.В.Постников Проверка знаний учащихся по физике 6-7 дидактический материал М.: Просвещение, 1986.
• В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс М. «ВИКО», 2006.
Мультимедиа учебный комплекс: мультимедийное учебное пособие нового образца.
• Информационный интегрированный продукт КМ- ШКОЛА
• Образовательный комплекс. Система программ «1С: Школа. Физика 10 -11 классы Подготовка к ЕГЭ». Гу РЦ. ЭМТО. «Просвещение», 2004. Все темы школьного курса.
• Школьный курс физики 2003. Физика. Основная школа 7- 9 классы: часть 1.
Рекомендуемая литература для учащихся.
• М.М. Балашов О природе.- М: «Просвещение»,1991.
• М.Н.Алексеева Физика - юным. – М: « Просвещение», 1980.
• М.И. Блудов Беседы по физике.- М: « Просвещение», 1992.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН»

Н. И. Панченко, И. А. Глушкова
МОУ «СОШ № 16»
665451, г. Усолье-Сибирское, ул. Луначарского,35А
МОУ «Гимназия № 9»
665451, г. Усолье-Сибирское,ул. Интернациональная,81.
Важнейшая не переходящая задача современной школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике.
Процесс познания и образования бесконечен. В этом убеждает нас жизнь и мудрые слова французского писателя Ж. Эрве-Базена:
Все, что я хотел бы знать, – это яблоня.
Все, что я знаю, – ветвь яблони.
Все, что я могу преподать ученикам, – это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня…
Чтобы наше «зернышко» проросло и плодоносило, в нем надо воспитывать навыки практической деятельности, и очень важно сохранить для каждого ребенка возможность развития индивидуальных способностей и таланта, предоставить ему свободу выбора, как в процессе образования, так и развития.
Для всестороннего развития личности необходимы такие понятия и методы исследования, с помощью которых могут быть установлены научные факты. А для установления научных фактов в физике вводится объективная количественная характеристика свойств тел и природных процессов, независящая от субъективных ощущений человека. Введение таких понятий является процессом создания особого языка – языка науки физики. Основу языка физики составляют понятия, называемые физическими величинами. А любая физическая величина должна быть измерена, так как без измерений физических величин нет и физики. Решением данной проблемы является элективный курс: «Физические величины. Единицы измерения и методы измерения физических величин».
Данный элективный курс ставит своей целью: дать возможность учащимся познакомиться с разными системами измерения физических величин (в частности таких как СГС, СИ), основными методами физической науки, овладеть измерительными и экспериментальными умениями и навыками, так как Федеральный компонент государственного стандарта общего образования включает умения и навыки использования физических приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин и представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся девятого класса со сведениями из истории метрической системы мер.
2. Расширить знания учащихся о физических понятиях: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальные исследования.
3. Привить учащимся навыки использования измерительных приборов и обеспечить понимание ими того факта, что ни один прибор не даёт абсолютно точных значений измеряемой величины.
4. Научить учащихся делать вывод в соответствии с поставленной задачей исследования, анализируя результаты эксперимента.
5. Раскрыть роль измерений в технике; показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других, связанных с ними величин.
6. Сформировать навык соблюдения правил техники безопасности.
7. Формировать коммуникативные способности учащихся, умения работать в группах и парах сменного состава.
8. Развивать способности к созидательной деятельности, толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, выступать перед коллективом.
9. Предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.
Актуальность.
С 1 января 1963 года введена международная система единиц (The system of the International), сокращенно обозначаемая СИ. Устанавливается её предпочтительное применение во всех областях науки, техники, а также при преподавании. Наряду с международной системой единиц СИ используются единицы измерения системы СГС как в вузовских учебниках, справочниках, так и на практике. Вследствие этого появилась необходимость углублённого изучения физических величин и единиц измерения, с рассмотрением их роли в технике, а также сведений из истории метрической системы мер, способов измерения этих величин (прямых и косвенных измерений) с использованием датчиков исполнительных устройств.
Наряду с выше изложенным нельзя не отметить тот факт, что задания ЕГЭ предусматривают знания формул, законов физики, выбор оптимального способа решения, корректного представления решения, но и умения работать с размерностями физических величин и их переводом.

Методологические положения программы
Курс адаптирован на стандартную программу изучения физики в средней школе и привлекает к использованию увлекательную учебную и научно-популярную литературу.
Задачи элективного курса реализуются через индивидуальные и групповые формы работы, построенные на широком использовании эвристических методов обучения и заданий когнитивного, креативного и деятельностного типа. Проведение занятий по курсу предполагается в виде уроков-лекций с элементами беседы и СЛС (структурно-логических схем); практических занятий с выполнением лабораторных работ и экспериментальных заданий.
Основной формой контроля приобретённых знаний является публичная защита лабораторных работ, демонстрация приборов, созданных учащимися.
Текущий контроль проводится через тестирование, подготовку сообщений, компьютерных презентаций.
Краткое описание структуры и содержание разделов программы
Программа курса рассчитана на 16 часов и имеет модульное строение.
Модуль 1. «Введение», 1 час, информационно-познавательный. Задачи № 2, 5, 7, 8.
Модуль 2. «Физические величины и их единицы», 2 часа, информационно-практический. Задачи № 1, 2, 7.
Модуль 3. «Измерение физических величин. Погрешности при физических измерениях», 3 часа, информационно-познавательный с практическими элементами. Задачи № 2, 3, 4, 6, 7, 8.
Модуль 4. «Исследуем, изобретаем, конструируем и моделируем!», 8 часов, практический. Задачи № 2, 3, 4, 6, 7, 9.
Модуль 5. «Заключительный», 2 часа, конкурс творческих работ. Задача № 9.
Ожидаемые результаты
Как показала практика, возникают трудности при переводе физических величин в Международную систему единиц (СИ). Это сказывается на качестве решений задач и вычислении погрешностей при выполнении лабораторных работ. Предлагаемый элективный курс позволит избежать ошибок при решении расчетных задач, выполнении практических работ. Знакомство с историей метрических мер, активного участия ребят на семинарских занятиях, выполнения самостоятельных практических заданий повысит их интерес к изучаемому курсу физики.


ПРЕПОДАВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ФИЗИКА В БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ» В 10 КЛАССЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ

Е.Е.Бурлак, И.А.Воронкова
МОУ «Лицей-интернат №1»
664019, Иркутск, ул. Ленская,4

Физика не только может, но и должна глубоко
вторгаться в биологию как своими средствами
исследования, так и свойственными ей
теоретическими представлениями.
Академик Л.А. Арцимович
Характерной чертой современной науки является интенсивное взаимопроникновение идей, теоретических подходов и методов, присущих разным дисциплинам. Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований. Появились комплексные науки такие, как биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Из нее выросла медицинская биофизика. Возникла наука бионика, изучающая возможность применения биологических закономерностей в технике для повышения качества и расширения функций систем, машин и приборов. Инженерные задачи часто решаются на основе анализа структур и жизнедеятельности организмов.
Рассматривая связи физики и биологии, необходимо показать учащимся общность ряда законов живой и неживой природы, углубить представления о единстве материального мира, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, их познаваемости, ознакомить с применением физических методов при изучении биологических процессов.
Необходимость межпредметных связей в обучении бесспорна. Последовательное и систематическое их осуществление значительно усиливает эффективность учебно-воспитательного процесса, формирует диалектический способ мышления учащихся, развивает представление о единой естественнонаучной картине мира во всей ее сложности и многообразии. К тому же, межпредметные связи - непременное дидактическое условие развития интереса к знаниям основ наук, в том числе и естественных.
В связи с переходом на профильное обучение возникает необходимость расширить образовательное пространство. Профильное обучение направлено на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса. Разработанный нами элективный курс «Физика в биологии и медицине» служит для внутрипрофильной специализации обучения, то есть позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию и физику) на профильном уровне.
Интегративный элективный курс предназначен для учащихся 10-х профильных классов и предполагает углубленное изучение некоторых тем курса физики, имеющих общее содержание с курсом биологии; курс рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю). При проведении занятия курса комбинируются с темами общей биологии, анатомии и физиологии человека, но главной предметной областью является физика.
Целью данного курса является интеграция знаний учащихся о природе, установление межпредметных связей между физикой и биологией, дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, их познаваемости; формирование умений и навыков применения физических методов исследований при изучении биологических процессов.
Задачи элективного курса:

  • Развитие ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профессии в рамках естественнонаучного профиля обучения.
  • Углубление знаний о материальном мире, создание в представлении учащихся общей картины мироздания во всем единстве и многообразии свойств неживой и живой природы.
  • Ознакомление учащихся с физическими методами исследования и воздействия, которые находят широкое применение в биологии и медицине, с некоторыми элементами биофизики и бионики.
  • Применение законов физики к живым организмам, привлечение биофизических примеров, способствующее лучшему усвоению как курса физики, так и курса биологии.
  • Создание условий для самореализации, профориентации, осознанного выбора направления дальнейшего обучения;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний, умений по физике и биологии с использованием различных источников информации.
  • Мобилизация мышления учащихся для превращения абстрактных формулировок в нечто конкретное и близкое, затрагивающее не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.
    Ожидаемыми результатами данного элективного курса являются:
  • Получение представлений об использовании физических закономерностей в биологии и медицине из различных источников, (учебная, научно-популярная литература, Интернет – ресурсы, CD-курсы).
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Умение строить план исследования, умение описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель, умение проводить эксперимент, наблюдения.
  • Умение представлять результаты работы в форме сообщения с использованием графиков, рисунков, таблиц, диаграмм, компьютерных демонстрационных материалов.
  • Умение сотрудничать с товарищами, работая в группе.
    Содержание курса разбито на шесть модулей, логически взаимосвязанных между собой. Изучение материала опирается на знания, умения и навыки, полученные учащимися в основной школе (в курсах физики и биологии). Применяются технологии проблемного изложения с элементами опережающего обучения, деятельностного подхода с опорой на практический опыт учащихся. При изучении используются Интернет – ресурсы, интерактивные курсы, такие как «Открытая физика» и «Биология».
    Занятия проводятся в разнообразной форме, но, как правило, сочетаются изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся (индивидуальной и в группах).
    На занятиях ребята учатся самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по изучаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их, писать и защищать рефераты. Поэтому не менее важными являются семинары. Кроме того, семинар дает возможность учителю проконтролировать динамику развития познавательных интересов и достижения поставленных целей. Темы семинаров и примерные темы рефератов предлагаются заранее.
    Очень важной является практическая часть элективного курса, обеспечивающая знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы. Практические работы (на которые отводится не менее трети всего учебного времени) проводятся в форме небольших самостоятельных опытов, исследований, развивающих умения строить план исследования, описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель, проводить эксперимент, наблюдения, представлять результаты работы в форме сообщения с использованием графиков, таблиц, диаграмм, презентаций. Нами предлагаются такие работы, как:
    • Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки
    • Измерение артериального давления крови
    • Определение давления, систолического и минутного объемов крови человека
    • Определение частоты пульса в зависимости от нагрузки и
    систолического объема крови
    • Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа
    и некоторые другие (всего 11 работ).
    Таким образом, элективный курс «Физика в биологии и медицине» помогает учащимся естественнонаучного профиля выстраивать индивидуальные образовательные траектории, так как предоставляет каждому ученику возможность выбора содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, склонностей. Данный элективный курс направлен также на формирование конкретных умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание перспектив и способов реализации выбранного жизненного пути, удовлетворение образовательных потребностей старшеклассников.

    АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Н.П. Емец
    «Уссурийский государственный педагогический институт»
    692500, Уссурийск, ул. Некрасова, 25
    emechnp@hotmail.ru

    Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает введение профильного обучения на старшей ступени школы.
    Такой переход предполагает обучающимся выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Поэтому переход на профильное обучение и перевод предмета «Астрономия» в средней школе из разряда обязательных в элективные, предполагает существенные изменения и в профессиональной подготовке учителя в педагогическом вузе, которые должны учесть все особенности обучения астрономии в современной школе.
    Элективные курсы - это новый компонент не только в обучении школьников, но и в профессиональном образовании студентов педагогического вуза. Рассмотрим его более детально по следующим причинам.
    Во-первых, переход на профильное обучение в старших классах ставит необходимость в проведении элективных курсов, во-вторых, именно этот вопрос не достаточно освещен в научно-методической литературе, и, в-третьих, практически отсутствуют не только программы элективных астрономических курсов, но и методические рекомендации к ним.
    Как известно, набор элективных курсов на основе общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Поэтому астрономические элективные курсы будут реализованы за счет школьного компонента и смогут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильных курсов, развивать содержание одного из курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, компенсировать недостатки обучения по профильным предметам и др. Это в первую очередь касается предметов естественнонаучного профиля, важнейшей задачей которых является формирование научной картины мира у школьников.
    В связи с вышеизложенным в нашем педвузе для студентов 5 курса разработан спецкурс «Современные проблемы дидактики школьной астрономии». Курс является ключевым в специальной подготовке учителя астрономии, ведь методическая подготовка является стержневым, системообразующим фактором профессиональной подготовки будущего учителя.
    Цель курса – профессиональная подготовка будущего учителя к обучению астрономии (и космонавтики) с учетом основных направлений модернизации общего образования в современной школе. В условиях перехода школы на профильное обучение, это:

  • формирование готовности будущего учителя преподавать астрономию отдельным предметом (элементы астрономии или в интеграции с физикой) в средней школе;
  • формирование готовности будущего учителя организовывать и проводить элективные курсы и факультативы по астрономии в разных классах для различных уровней в средней школе.
    Итак, одной из основных задач спецкурса является организация и разработка элективных астрономических курсов в современной профильной школе. Нами были определены наиболее актуальные темы различных видов элективных курсов по астрономии и космонавтике для школьников и разработаны соответствующие программы элективных курсов:
  • повышенного уровня и курсов, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса;
  • прикладного и мировоззренческого характера;
  • по истории предмета;
  • по решению задач;
  • по наблюдению звездного неба и др.
    Рассмотрим основные виды элективных курсов, условно выделенные нами при разработке и составлении содержания программ.
    1. Элективные курсы повышенного уровня, которые позволяют изучить выбранный предмет – астрономию – не на профильном, а на углубленном уровне, где все разделы астрономии изучаются углубленно и равномерно. Курсы имеют тематическое и временное согласование с основным предметом.
    2. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса астрономии, входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов могут быть: «Небесная механика», «Солнечная система», «Звезды», «Наша Галактика», «Эволюция Вселенной» и др.
    3. Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса астрономии, не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами таких курсов могут быть: «Легенды и мифы звездного неба», «Экзотические объекты Вселенной», «Черные и белые дыры во Вселенной», «Современные космические исследования», «Поиск внеземных цивилизаций», «Космологические теории» и др.
    4. Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения астрономических знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной астрономической и космической технике. Примеры курсов: «Космические проекты XXI века», «Астрономия и компьютер», «Вселенная в невидимых лучах» и др.
    5. Элективные курсы, посвященные изучению методов познания Вселенной. Примерами таких курсов могут быть: «Астрономические наблюдения», «Методы астрофизических исследований», «Современная радиоастрономия» и др.
    6. Элективные курсы, посвященные истории предмета. Например: «История астрономии», «История астрономических открытий», «Астрономические открытия XX-XXI века», «История открытия планет», «Астрономия древности» и др.
    7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения астрономических задач. Примеры: «Занимательные астрономические задачи» и др.
    8. Межпредметные элективные астрономические курсы. Цель курсов – интеграция астрономических знаний с другими естественными науками о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: «Основы космонавтики», «Физика космоса», «Вселенная Человека», «Элементы астрофизики», «Познаваемая Вселенная», «Жизнь во Вселенной», «Химические элементы во Вселенной», «Космическая экология», «Космохимия», «Космическая биология и медицина» и др.
    Анализ различных видов элективных курсов, которые стали появляться по разным предметам в разрозненном виде на страницах педагогических и методических журналов, в виде статей на конференциях и др., опыт работы учителей астрономии и педагогическая практика студентов позволили разработать методические рекомендации к ним и критерии оценки программ элективных астрономических курсов. Данные критерии были положены в основу оценивания студенческих работ и рекомендаций по апробации программ элективных астрономических курсов при прохождении педагогической практики.
    Практика показывает, что студентам для более эффективной подготовки к проведению школьных элективных астрономических курсов оказывают курсы по выбору, разработанные в Уссурийском педвузе: «История астрономии», «Актуальные проблемы современной астрофизики» и «Использование современных информационных технологий в преподавании астрономии».
    ВНЕДРЕНИЕ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В КЛАССАХ
    ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА БАЗЕ
    МОУ «ГИМНАЗИЯ №1»

    Н.И. Бутакова
    МОУ «Гимназия №1»
    г. Ангарск, 179 квартал.

    Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на развитие человека, как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас, в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру.
    Подготовка современного выпускника школы с широким базовым образованием уже немыслима без его ознакомления с историей и состоянием естественнонаучного познания.
    Сегодня в соответствии с концепцией профильного обучения предпочтительным вариантом реализации естественнонаучного образования в классах гуманитарного профиля считается изучение интегрированного курса «Естествознание». Настоящая программа дисциплины «Естествознание» подготовлена на основе «Обязательного минимума содержания (полного) общего образования». Основной задачей нашего эксперимента является создание и внедрение такого курса. Поскольку опыт внедрения курса «Естествознание» в старших классах гуманитарного профиля в Иркутской области на сегодняшний день отсутствует, то данное исследование является весьма сложной экспериментальной задачей.
    Внедрение данного курса позволяет:
    1. Облегчить восприятие естественнонаучного материала учащимся с гуманитарной специальностью;
    2. Значительно сэкономить учебное время, а свободный резерв можно использовать на углубление изучения профильных предметов.
    Цель: разработка и внедрение интегрированного курса «Естествознание» в классах с гуманитарным профилем.
    Задачи:
    1. Анализ содержания базовых компонентов программ по дисциплинам: физика, химия, биология, астрономия.
    2. Разработка программы курса «Естествознание».
    3. Формирование учебно-методических комплексов, включающих теоретический и практический материал.
    4. Формирование диагностического инструментария, обеспечивающего контроль уровня знаний по разделам дисциплин.
    5. Формирование диагностического инструментария, способного отслеживать эффективность проводимого эксперимента.
    Прогнозируемый результат:
    1. Повышение интереса к естественнонаучному материалу.
    2. Улучшение эффективности восприятия учебного материала.
    3. Раскрытие творческих способностей.
    4. Формирование целостного естественнонаучного мировоззрения.
    Данная экспериментальная работа продолжается в настоящий момент и на сегодняшний день получены следующие результаты:
    1. Разработана программа курса. Её содержание соответствует требованиям образовательного стандарта.
    Программа включает в себя введение и пять разделов:
    Раздел 1 «Физическая картина мира»
    Раздел 2 «Естественнонаучные знания о веществе»
    Раздел 3 « Современные концепции развития земли»
    Раздел 4 « Биологическая картина мира»
    Раздел 5 «Наиболее общие свойства и закономерности природных систем».
    Содержание дисциплины рассчитано на 210 аудиторных часов на два года, т.е по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. Все разделы программы ведутся в порядке очереди. Программа включает тематический план, содержание курса, требования к знаниям и умениям, темы рефератов, творческих работ. Такое построение программы предполагает, что ею могут пользоваться не только преподаватели, но и учащиеся.
    Моей задачей была разработка учебно-методического комплекса по разделу «Введение» и Физическая картина мира».
    1. «Введение» предполагает освоение общих понятий: культуры, науки, научных методов познания, по сути, является краткой экскурсией во весь курс.
    2. Раздел « Физическая картина мира» включает следующие темы:
    Тема 1.1 Механика.
    Тема 1.2 Физические поля.
    Тема 1.3 Квантовая физика.
    Тема 1.4 Молекулярная физика и термодинамика.
    Тема 1.5 Эволюция Вселенной.
    К каждой теме подобран учебный материал, соответствующий уровню подготовки учащихся, который включает теоретическую базу и практику, лабораторные работы. Эффективность ведения раздела подтверждается творческими работами учащихся.
    Для обеспечения контроля, уровня знаний была разработана констатирующая диагностика, включающая в себя понятия и умозаключения по каждому из разделов.
    Для отслеживания эффективности эксперимента были выбраны методики: тест Г.А. Берулава и методика Третьякова, Синевского «Анкета мотивации».
    Тест Г.А. Берулава позволяет выявить доминирующий способ естественно-научного мышления. Предполагается, что уровень мышления может быть разным:
    • Интегрированный
    • Дифференциально-синтетический.
    • Научный
    • Бытовой
    Согласно методике «Анкета мотивации» анализ мотивационного компонента строится по 4 параметрам:
    1. Ситуативный интерес;
    2. Учение по необходимости, вызванное авторитетными факторами;
    3. Познавательный интерес;
    4. Стремление к самообразованию.

    Рисунок 1. Результаты диагностики мотивационного компонента блока физики и блока естествознания.
    На графике представлены результаты диагностики мотивационного компонента блока физики 9 класса и блока физических концепций естествознания. При формировании профильных классов психологи отмечают стойкое снижение мотивации к непрофильным предметам. При изучении естествознания подобного явления не наблюдается. Более того, интерес не только остается на прежнем уровне, но и наблюдается повышение интереса самообразования на 14%. Таким образом, анализ мотивации показывает, что внедрение курса является эффективным и повышает уровень мотивации учащихся к непрофильным предметам.


    ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КОЛЛЕДЖЕ С ГУМАНИТАРНЫМ ПРОФИЛЕМ

    О.Н. Николаева
    Восточно- Сибирский филиал
    «Российской академии правосудия»
    664074, Иркутск, ул. Ивана Франко, 23 а

    Грустно знакомиться с итогами социологических опросов среди школьников, бесстрастно свидетельствующими: физика и другие естественные науки прочно закрепились в нижней части шкалы престижа школьных предметов. Наши студенты сделали выбор не в пользу физики, их специальность «Правоведение», но на первом курсе им приходится изучать этот предмет. Как сделать учение интересным, познавательно насыщенным, творческим процессом, в котором учащийся видит и решает задачу реализации собственной личности. Для успешного изучения предмета, где на курс физики отводится относительно немного часов (гуманитарный профиль) составлен учебно-методический комплекс. Содержание программы рассчитано на 78 учебных часов. Дисциплина структурно состоит из 6 разделов, 18 тем, изучается в 1-2-м семестрах. Основные виды учебной работы: лекция, практическое занятие, семинарское занятие, урок.
    Интерес к предмету будет неизменным и устойчивым, если на каждом занятии обеспечить любимые виды деятельности: думать, играть, действовать [1].
    Необходимо сосредоточить мысль и чувства студента на главном, освободить учебный процесс от множества сопутствующих второстепенных деталей, не подменять главное второстепенным. Главное в физике – физический смысл, что именно составляет предмет физики (наиболее простые и вместе с тем наиболее общие свойства тел и явлений), как изучаются физические явления (построение модели и описание ее на языке физических величин), основные результаты (законы) и применение их к решению новых задач. В основу преподавания положить личный опыт студента, снизить уровень абстрактного описания законов, это снимет чисто математические сложности, маскирующие физический смысл. Запоминанию способствует выразительный, остроумный графический символ, содержащий основную мысль изучаемого. Замечательным способом ведения занятия служит сократическая беседа. Она постоянно будоражит мысль, вовлекает в действие. Работать с учебником интересно и продуктивно тогда, когда цепочка вопросов будет подтверждаться утверждениями из текста предложенного параграфа. При обучении гуманитариев, опираясь на их сложившийся интерес к литературе, можно достичь более высоких результатов в усвоение физики. Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна. «Искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для научной деятельности «гимнастика ума», тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации», - писал известный социолог Г.Н. Волков. Известны случаи, когда писатели в художественных произведениях предвосхищали некоторые выводы науки. В.Я. Брюсов в своем стихотворении «Мир электрона», написанном в 1922 году, поэтически представил сложную структуру электрона [2].
    Формируя навыки самостоятельной работы студентов с различными источниками информации мы реализуем деятельный подход в обучении. Публичные выступления развивают личностные качества, связанные с формированием самооценки, самодостаточности, коммуникабельности, толерантности. Творческие работы (сообщения, тематические кроссворды) расширяют кругозор, повышают интерес к предмету, грамотность студентов, способствуют усидчивости, воспитывают аккуратность. Выполнять работу можно в паре или группе по интересам. Отчетность в любой форме (выступление на семинарском занятии, реферат, презентация проекта).
    Наконец, нельзя не сказать об оценке знаний. На мой взгляд, необходимо закрепить стимулирующую функцию оценки. Успех. Успех любят все. Если студент не способен на заметный успех, необходимо подготовить и обеспечить ему успех. Если успех невелик и не может быть оценен четверкой, не ставлю ему тройку, поощряю его просто одобрением.
    Хорошую текущую оценку можно ставить за все, чему сопутствует мысль, будь то фраза или действие. Чтобы получить достаточно объективную оценку своей работы, я перешла на систему тестов и готовлю к этому студентов. Главную, определяющую оценку они получат на тестовых испытаниях в конце первого семестра (основной тест), в конце темы (малый тест), для поддержания внимания предлагаю тест в конце занятия по изучаемому материалу или для выяснения степени усвоения и прочности знаний в начале урока по теме предыдущего занятия. При выполнении тестовых заданий ничем, кроме ручки и черновика, пользоваться нельзя. Тексты заданий дифференцированы, что дает возможность каждому студенту проявить себя, объективно оценить свои знания, а мне наметить план по устранению пробелов в знаниях каждого. К составлению тестов можно привлекать и студентов, которым данная работа пойдет только на пользу.

    Литература
    1. Ланина И.Я. 100 игр по физике. М.: Просвещение, 1995.
    2. Тихомирова С.Л. Физика в художественной литературе. М.: Просвещение, 1996.

    ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ

    Г.В. Захаров
    «Иркутский Государственный Педагогический Университет»
    664011, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

    В работе проведен отбор и систематизация свободно доступных сведений о воздействии электромагнитных волн (ЭМВ) различных частот на человеческий организм. Согласно полученным результатам, ЭМВ разных областей спектра следующим образом воздействуют на человеческий организм:
    1) Видимый свет (в зависимости от интенсивности и длины волны (цвета), а также когерентности/некогерентности):
    • возбуждает или угнетает центральную нервную систему;
    • перестраивает физиологические и психические реакции;
    • изменяет общий тонус организма;
    • оказывает влияние на иммунные и аллергические реакции, также на различные показатели обмена;
    • изменяет уровень аскорбиновой кислоты в крови, в надпочечных железах и мозге;
    • действует на сердечно-сосудистую систему;
    • под воздействием лазерного излучения малой интенсивности происходит изменение энергетической активности клеточных мембран, активация ядерного аппарата, системы ДНК — РНК — белок, биосинтетических процессов и основных ферментных систем, окислительно-восстановительных процессов, увеличение поглощения тканями кислорода, образования АТФ.
    • может оказывать разрушающее воздействие при большой интенсивности;
    2) Высокочастотные электромагнитные излучения (ЭМИ) – рентген-излучение, гамма-излучение, ультрафиолетовое излучение высокой частоты:
    Оказывает ионизирующее воздействие на человеческий организм, приводящее к гибели клеток и впоследствии всего организма.
    3) Радиоволны разных частот - применяются в медицинской практике.
    a) Радиоволны низкой частоты:
    Применяются при магнитотерапии – воздействии слабого магнитного поля на организм человека. В наибольшей мере на ЭМП реагируют нервная, эндокринная и кровеносная системы, причем центральная нервная система и высшие центры вегетативной регуляции более чувствительны, чем периферическая нервная система.
    b) Радиоволны высокой частоты – десятки МГц:
    Используются для прогревания биологических тканей и органов (индуктотермия).
    c) Электрическое поле высокой частоты:
    Используются при УВЧ-терапии – аналогично, прогревание тканей.
    d) Радиоволны высокой частоты – ГГц:
    Микроволновая резонансная терапия – имитация ЭМВ, генерируемых человеческим организмом.

    В дополнение: микроволновое излучение (радиотелефоны, мобильные телефоны, микроволновые печи) оказывает нагревающее - разрушающее действия на уровне нервных структур и их взаимосвязей. Периодическое воздействие ЭМВ ВЧ, СВЧ и УВЧ способно – в зависимости от индивидуальной реакции организма, мощности излучения, продолжительности воздействия – нарушать работу нервной сердечно-сосудистой систем. В настоящее время ведутся разработки оружия с использованием микроволнового излучения.
    Кроме вышесказанного, известна информация о психическом воздействии радиоволн – «телепатическое воздействие», под которым понимается любое взаимодействие ЭМВ и магнитных контуров человека. В ней сообщается о возможности применения ЭМВ для: удаленного управления человеком, считывания его эмоционального состояния, психокоррекции, изучения состояния человека по его ЭМИ – иначе «биополю».


  • -------------------