ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЩИЩЕННЫМ ЛИЦАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    Конференция
    Тематика
    Программа
     Проект резолюции
    Организаторы
    Место
    Условия
    Заявка
    Требования
    Тезисы
    Контакты
    Подписка
Факультет дистанционного обучения МГППУ
Федерация психологов-консультантов Онлайн
Партнеры
ПромоSMS
viditory
Powered by AGORA
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЩИЩЕННЫМ ЛИЦАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    Проект резолюции

ПРОЕКТ

Резолюция

Первой Межведомственной научно-практической конференции «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫМ ЛИЦАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(интернет-консультирование и дистанционное обучение)»

Факультет дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета и Федерация Психологов-Консультантов Онлайн при поддержке Департамента образования города Москвы и при участии Московской службы психологической помощи населению 24-25 февраля 2011 г. провели Межведомственную научно-практическую конференцию «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение».

Целью конференции было обсуждение, анализ и выработка рекомендаций по психологической помощи социально незащищенным категориям населения (людям с ограниченными возможностями здоровья, ВИЧ-инфицированным и т.д.), в том числе людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (лицам с аддиктивным поведением, заключенным и т.п.), с использованием современных дистанционных технологий (телефонного и интернет-консультирования).

В конференции приняли участие более 100 специалистов, занимающихся психологической помощью на дистанции и дистанционным обучением, среди них практические психологи и психотерапевты, сотрудники и студенты МГППУ и других ВУЗов, представители Департамента образования и Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, представители общественных и некоммерческих организаций.

На конференции обсуждались актуальные проблемы профессиональной деятельности сотрудников служб, оказывающих помощь на дистанции (служб интернет-консультирования и Телефонов доверия), а также преподавателей высших учебных заведений и представителей иных организаций, осуществляющих дистанционное обучение.

Работа пленарного заседания и четырех секций была направлена на обмен опытом и выработку научно-методологических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию психологической помощи и проведения обучающих мероприятий на дистанции. Внимание было уделено вопросам психологического консультирования социально незащищенных категорий населения, ограниченных в получении психологической помощи. Обсуждались теория, методология, проблемы и перспективы развития психологической помощи с использованием дистанционных технологий (обучение консультантов, супервизия, эффективность различных подходов).

Особое внимание было обращено на необходимость адаптации зарубежного опыта дистантного консультирования и психотерапии (кризисная помощь, консультирование по телефону и через интернет), различным технологиям дистанционного обучения и консультирования социально незащищенных и маргинальных слоев населения.

В докладах и выступлениях были освещены направления развития киберпсихологии, разработка и применение дистанционных технологий в обучении психологов, современное состояние проблемы интернет-консультирования, интернет-зависимое поведение, специфика оказания помощи социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий.

В работе круглых столов были подняты вопросы организации служб помощи на дистанции, и особенно служб интернет-консультирования, являющихся инновационными.

Обсуждались особенности взаимодействия «человек – компьютер», «человек – интернет», интернет-аддикции и новые возможности развития личности детей и взрослых при использовании компьютерных и интернет-технологий.

В конференции, с помощью телемостов, также приняли участие представители научных и психологических организаций США, Израиля, Германии, поделившиеся своим опытом интернет-консультирования лиц, пострадавших от насилия, а также разработками, связанными с креативным использованием интернета, развитием поисковой активности человека и укреплением психологического здоровья.

Участники конференции обратили внимание на то, что в последние годы развитие Интернета как новой информационной технологии, его широкое распространение повсюду в мире и массовый успех персональных компьютеров, которые позволяют большему количеству людей использовать эту технологию, нашло свое отражение и в области психологии. За рубежом стремительно развиваются различные виды дистантной психологической помощи на основе интернет-коммуникации, называемые психотерапия онлайн (е-терапия), Интернет консультирование, кибертерапия и telehealth. Значительно выросло применение дистанционного обучения, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем в нашей стране даже развитые государственные службы психологической помощи еще не используют многих современных возможностей, которые предоставляют нам дистанционные технологии. Не проводятся консультации с использованием программы СКАЙП (аудио и видеоконференции), не ведется переписка через чат или программы, позволяющие обмениваться мгновенными сообщениями, не созданы интернет-сообщества, которые могли бы работать как службы поддержки для одиноких людей, переживающих состояния с пониженным настроением, инвалидов, не могущих выйти из дома и т.п. Особенно это касается молодых инвалидов, в т.ч. подростков, прекрасно владеющих компьютером и готовых к общению через интернет. По данным недавнего опроса, проведенного МГППУ среди учащихся образовательных учреждений гор. Москвы и Московской области в службы дистанционной помощи готовы обратиться около 15 % опрошенных. Причем большая часть из них предпочитают получить помощь посредством интернет (более 20%). На телефоны доверия обращается за помощью только 1% респондентов.

Особо было отмечено, что научно-методологические основания и теория консультативных процессов на дистанции нуждаются в изучении и развитии. В отечественной науке существует не просто пробел, а пропасть между достижениями зарубежной науки в области дистантного консультирования и психотерапии и отечественными исследованиями. Последние в России практически отсутствуют. Не разработаны стандарты и правила оказания психологической помощи через интернет. Имеются случаи непрофессионального использования этого канала, в том числе с нарушением общих этических норм и правил работы психолога.

Дальнейшее развитие психологической помощи на дистанции требует объединения усилий и координации деятельности ученых и преподавателей высших учебных заведений, представителей служб практической помощи, всех специалистов, работающих в данной области.

Участники конференции рекомендуют:

1. Создать единый межведомственный банк данных о службах и учебных заведениях, оказывающих психологические и образовательные услуги на дистанции (прежде всего через интернет).
2. Создать межведомственную комиссию по разработке стандартов психологической помощи через интернет, в т.ч. этических.
3. Разработать нормативно-законодательную базу психологического консультирования через интернет, создания служб психологической помощи на дистанции.
4. Рекомендовать включение в учебные планы образовательных учреждений высшего профессионального образования специальных курсов по интернет-консультированию и дистанционному обучению, обеспечить широкий обмен информацией и специалистами с ведущими зарубежными научно-исследовательскими центрами и практическими службами.
5. На базе факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета, при поддержке Федерации Психологов-Консультантов Онлайн создать научно-методическую лабораторию научных основ телефонного и интернет-консультирования.
6. Поддержать развитие СМИ (в том числе электронных), распространяющих информацию, научно-методические разработки и практические рекомендации по интернет-консультированию и дистанционному обучению.
7. Разработать механизмы взаимодействия и объединения усилий специалистов системы образования, социальной защиты, здравоохранения и других ведомств с целью реализации комплексной психологической помощи средствами интернет-консультирования социально незащищенных категорий населения (в т.ч. лиц с ограниченными возможностями здоровья).
8. Создать ресурсный центр интернет-консультирования, способный обеспечить научно-методическое и организационное сопровождение вновь открываемых служб психологической помощи на дистанции (прежде всего использующих интернет-консультирование).
9. Обеспечить финансирование служб, оказывающих психологическую помощь на дистанции, прежде всего социально незащищенным категориям населения (в т.ч. лицам с ограниченными возможностями здоровья).
10. Предусмотреть в местных и региональных бюджетах средства для открытия служб интернет-консультирования, финансирования ставок специалистов и их обучения в ведущих научно-практических центрах в нашей стране и за рубежом.


Участники конференции поручают программному комитету доработать резолюцию с учетом поступивших предложений, обеспечить ее распространение и доведение до соответствующих органов и участников конференции.

Участники выражают уверенность, что материалы Межведомственной научно-практической конференции «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)» состоявшейся 24–25 февраля 2011 года, внесут положительный вклад в становление и развитие системы психологической помощи и дистанционного образования.