Секция "О Национальном механизме обеспечения принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в РФ" Ведущие: О. Воронина, Г. Калинаева, М. Лучникова, Н. Шведова Организаторы секции видят ее основные задачи в следующем: 1) обсуждение актуальной ситуации с отсутствием в России национального механизма (НМ) по гендерному равенству, то есть государственной структуры, нацеленной на соблюдение принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин при выработке социальной политики и ее практической реализации; 2) представление разработок российского экспертного сообщества для обеспечения эффективной деятельности НМ с учетом политических, экономических, социальных и культурных факторов в нашей стране; 3) выработка рекомендаций и принятие резолюции, адресованных структурам государственной власти. На секции предлагается обсудить следующие аспекты деятельности НМ: 1. Правовые и социальные основания для создания Национального механизма в России: международные документы (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская Декларация и платформа действий); международные обязательства России; Конституция РФ; учет разнообразия моделей НМ в мире и социальных и экономических особенностей современной России. 2. Функции НМ Аналитическая: а) введение гендерных индикаторов в систему государственной статистики; б) анализ текущей ситуации и составление ежегодного национального доклада/отчета Федеральному собранию РФ и правительству РФ по социально-экономическим (гендерным) проблемам; в) внедрение комплексного гендерного подхода (то есть систематический учет интересов и потребностей мужчин и женщин) в разработку федеральных программ в области социальной политики – по труду и занятости, демографии, семье, по охране здоровья мужчин; г) подготовка Национальных докладов в ООН о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Программная: а) подготовка к принятию Концепции гендерной политики в РФ; б) проведение гендерной экспертизы действующего законодательства и новых законопроектов, проектов решений законодательной и исполнительной власти, нормативных актов и т.д.; в) разработка текущих и перспективных Планов действий для уменьшения гендерных диспропорций в стране; г) проведение расчетов и обоснований гендерной части государственного бюджета в целях оптимизации расходов и доходов. Организационная: а) согласование усилий ответственных структур управления по выполнению глобальных социальных задач и долгосрочных программ, поставленных Президентом, Федеральным собранием и Правительством, б) разработка гендерно ориентированных показателей оценки их деятельности, в) разработка механизмов федерального (межотраслевого) и межрегионального взаимодействия НМ, координация взаимодействия центра и регионов, государственных органов и общественных организаций и пр. 3. Структура НМ Возможные элементы (звенья) НМ в федеративном государстве: • На уровне президента • На уровне федеральной законодательной власти (Федеральное собрание) • На уровне федеральной исполнительной власти (правительство и различные министерства) • Региональные комиссии и комитеты в законодательной и исполнительной власти • Экспертные Советы • Представители гражданского общества – прежде всего женских НПО и профсоюзов 4. Приоритеты российского НМ и предложения к Плану действий на среднесрочную перспективу (могут быть изменены исходя из задач, сформулированных в Послании Президента Федеральному собранию, если таковое произойдет до съезда) • содействие участию женщин в работе директивных органов и принятии решений, включая государственные структуры, политические партии, общественные организации; • поощрение экономических прав женщин, доступ к экономическим ресурсам, к рабочим местам, к профессиональному образованию, надлежащим условиям труда и занятости, достойная оплата; • борьба с бедностью и ее последствиями, детская смертность, детский труд, малограмотность, беспризорность; • обеспечение репродуктивного здоровья, сокращение материнской смертности; • борьба с ВИЧ/СПИД, с алкоголизацией и наркотизацией населения; • противодействие насилию в отношении женщин и детей, торговле женщинами и детьми; • противодействие стереотипному представлению роли женщин и образа женщины в средствах массовой информации; • обеспечение доступа женщин к информации, в том числе знаниям о своих правах; • совершенствование механизмов, призванных содействовать улучшению положения женщин, развитию гражданского общества и гражданских инициатив. 5. Расчеты и обоснования по технологии гендерного бюджетирования, что может быть использовано в проектировках Минздравсоцразвития РФ при реализации вводимого принципа программно-целевого планирования государственного бюджета.
6. Система гендерно ориентированных показателей оценки деятельности министерств и ведомств. 7. Комплексный гендерный подход (КГП) к построению социальной политики и интеграция КГП в процесс государственного управления. 8. Опыт деятельности региональных звеньев НМ. 9.Подготовка кадров для НМ. Образовательная программа повышения квалификации для государственных служащих и экспертов. Проведение семинаров и конференций по проекту федеральной модели, обобщение региональных моделей с подготовкой рекомендаций, учет места женских организаций, профсоюзов, обучение экспертов для системы национального механизма. 10. Рекомендации по созданию эффективной модели Национального механизма по обеспечению равенства мужчин и женщин в России. В рамках секции будет работать дискуссионная площадка "Противодействие насилию в отношении женщин". Ведущие: М. Писклакова, А. Синельников. Предполагается обсудить следующие вопросы: • Общая характеристика ситуации с проблемой насилия в отношении женщин в России. Основные виды насилия, существующие в России. Статистика. • Насилие в отношении женщин как нарушение прав человека. Использование правозащитных механизмов для решения проблемы насилия. • Ситуация с проблемой насилия в регионах России. Специфические культурные факторы, оказывающие влияние на проблему (гендерные стереотипы, культурные нормы – похищение невест на Северном Кавказе и т.п.). • Анализ существующей системы реагирования на проблему насилия в отношении женщин. Достижения и успехи (например, наличие системы межведомственного реагирования, проведенные тренинги и семинары и т.п.). Существующие проблемы и стратегии их преодоления. • Обсуждение российского законодательства в области насилия в отношении женщин. Существующие препятствия в осуществлении правосудия (бездействие государственных служб, неработающие или неэффективные статьи закона и т.п.). Необходимые меры для повышения эффективности законодательства. • Вопросы профилактики и предупреждения случаев насилия в отношении женщин: проведение образовательных кампаний для населения, работа с молодежью, работа с мужчинами и т.д. • Разработка рекомендаций по преодолению насилия в отношении женщин. • Выработка общей стратегии работы по предотвращению насилия.
|