ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ СЪЕЗД
    РЕЗОЛЮЦИИ
    ИНФО-ПИСЬМО
    100 лет назад
    В регионах РФ
    Программа (время)
    Программы секций
    Парл. слушания
    Место
    Условия
    Участники
    Аккредитация СМИ
    Тезисы
    Организаторы
    Инфо партнеры
    СМИ о съезде
    Контакты

 
к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда
ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ СЪЕЗД
Описание секции 1

Секция "О Национальном механизме обеспечения принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в РФ"
Ведущие: О. Воронина, Г. Калинаева, М. Лучникова, Н. Шведова

Организаторы секции видят ее основные задачи в следующем:

1) обсуждение актуальной ситуации с отсутствием в России национального механизма (НМ) по гендерному равенству, то есть государственной структуры, нацеленной на соблюдение принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин при выработке социальной политики и ее практической реализации;
2) представление разработок российского экспертного сообщества для обеспечения эффективной деятельности НМ с учетом политических, экономических, социальных и культурных факторов в нашей стране;
3) выработка рекомендаций и принятие резолюции, адресованных структурам государственной власти.

На секции предлагается обсудить следующие аспекты деятельности НМ:

1. Правовые и социальные основания для создания Национального механизма в России: международные документы (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская Декларация и платформа действий); международные обязательства России; Конституция РФ; учет разнообразия моделей НМ в мире и социальных и экономических особенностей современной России.

2. Функции НМ
Аналитическая:
а) введение гендерных индикаторов в систему государственной статистики;
б) анализ текущей ситуации и составление ежегодного национального доклада/отчета Федеральному собранию РФ и правительству РФ по социально-экономическим (гендерным) проблемам;
в) внедрение комплексного гендерного подхода (то есть систематический учет интересов и потребностей мужчин и женщин) в разработку федеральных программ в области социальной политики – по труду и занятости, демографии, семье, по охране здоровья мужчин;
г) подготовка Национальных докладов в ООН о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Программная:
а) подготовка к принятию Концепции гендерной политики в РФ;
б) проведение гендерной экспертизы действующего законодательства и новых законопроектов, проектов решений законодательной и исполнительной власти, нормативных актов и т.д.;
в) разработка текущих и перспективных Планов действий для уменьшения гендерных диспропорций в стране;
г) проведение расчетов и обоснований гендерной части государственного бюджета в целях оптимизации расходов и доходов.
Организационная:
а) согласование усилий ответственных структур управления по выполнению глобальных социальных задач и долгосрочных программ, поставленных Президентом, Федеральным собранием и Правительством,
б) разработка гендерно ориентированных показателей оценки их деятельности,
в) разработка механизмов федерального (межотраслевого) и межрегионального взаимодействия НМ, координация взаимодействия центра и регионов, государственных органов и общественных организаций и пр.

3. Структура НМ
Возможные элементы (звенья) НМ в федеративном государстве:
• На уровне президента
• На уровне федеральной законодательной власти (Федеральное собрание)
• На уровне федеральной исполнительной власти (правительство и различные министерства)
• Региональные комиссии и комитеты в законодательной и исполнительной власти
• Экспертные Советы
• Представители гражданского общества – прежде всего женских НПО и профсоюзов

4. Приоритеты российского НМ и предложения к Плану действий на среднесрочную перспективу (могут быть изменены исходя из задач, сформулированных в Послании Президента Федеральному собранию, если таковое произойдет до съезда)
• содействие участию женщин в работе директивных органов и принятии решений, включая государственные структуры, политические партии, общественные организации;
• поощрение экономических прав женщин, доступ к экономическим ресурсам, к рабочим местам, к профессиональному образованию, надлежащим условиям труда и занятости, достойная оплата;
• борьба с бедностью и ее последствиями, детская смертность, детский труд, малограмотность, беспризорность;
• обеспечение репродуктивного здоровья, сокращение материнской смертности;
• борьба с ВИЧ/СПИД, с алкоголизацией и наркотизацией населения;
• противодействие насилию в отношении женщин и детей, торговле женщинами и детьми;
• противодействие стереотипному представлению роли женщин и образа женщины в средствах массовой информации;
• обеспечение доступа женщин к информации, в том числе знаниям о своих правах;
• совершенствование механизмов, призванных содействовать улучшению положения женщин, развитию гражданского общества и гражданских инициатив.


5. Расчеты и обоснования по технологии гендерного бюджетирования, что может быть использовано в проектировках Минздравсоцразвития РФ при реализации вводимого принципа программно-целевого планирования государственного бюджета.

6. Система гендерно ориентированных показателей оценки деятельности министерств и ведомств.

7. Комплексный гендерный подход (КГП) к построению социальной политики и интеграция КГП в процесс государственного управления.

8. Опыт деятельности региональных звеньев НМ.

9.Подготовка кадров для НМ.
Образовательная программа повышения квалификации для государственных служащих и экспертов. Проведение семинаров и конференций по проекту федеральной модели, обобщение региональных моделей с подготовкой рекомендаций, учет места женских организаций, профсоюзов, обучение экспертов для системы национального механизма.

10. Рекомендации по созданию эффективной модели Национального механизма по обеспечению равенства мужчин и женщин в России.

В рамках секции будет работать дискуссионная площадка "Противодействие насилию в отношении женщин".
Ведущие: М. Писклакова, А. Синельников.

Предполагается обсудить следующие вопросы:
• Общая характеристика ситуации с проблемой насилия в отношении женщин в России. Основные виды насилия, существующие в России. Статистика.
• Насилие в отношении женщин как нарушение прав человека. Использование правозащитных механизмов для решения проблемы насилия.
• Ситуация с проблемой насилия в регионах России. Специфические культурные факторы, оказывающие влияние на проблему (гендерные стереотипы, культурные нормы – похищение невест на Северном Кавказе и т.п.).
• Анализ существующей системы реагирования на проблему насилия в отношении женщин. Достижения и успехи (например, наличие системы межведомственного реагирования, проведенные тренинги и семинары и т.п.). Существующие проблемы и стратегии их преодоления.
• Обсуждение российского законодательства в области насилия в отношении женщин. Существующие препятствия в осуществлении правосудия (бездействие государственных служб, неработающие или неэффективные статьи закона и т.п.). Необходимые меры для повышения эффективности законодательства.
• Вопросы профилактики и предупреждения случаев насилия в отношении женщин: проведение образовательных кампаний для населения, работа с молодежью, работа с мужчинами и т.д.
• Разработка рекомендаций по преодолению насилия в отношении женщин.
• Выработка общей стратегии работы по предотвращению насилия.


-------------------
Агора