Проект Резолюция секции «Национальный механизм обеспечения принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в РФ» Проанализировав ситуацию с соблюдением принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин в РФ, рассмотрев демографическую ситуацию в стране, учитывая возможные последствия мирового экономического кризиса, опираясь на Конституцию РФ и подписанные Россией международно-правовые документы, участники дискуссии пришли к следующим выводам. Для инновационного развития России, умножения человеческого капитала, практического обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин необходимо скорейшее решение следующих задач: I. Внедрение в государственную социальную политику комплексного гендерного подхода. Это означает систематическое включение интересов и потребностей и женщин и мужчин в программы по социальной политике для продвижения равенства между ними; разработку специальных мер социальной политики для достижения равенства и ликвидации насилия в отношении женщин; анализ воздействия социальной политики на мужчин и женщин на всех стадиях ее реализации (планирования, мониторинга и оценки). II. Создание действенного, отвечающего реалиям времени Национального механизма по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в РФ (Национального механизма по гендерному равенству). III. Анализ мирового опыта показывает, что эффективный НМ должен иметь следующие составляющие:
Законодательная структура – в данный момент она уже существует в виде Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, который фактически и среди прочих вопросов занимается и вопросами гендерного равенства. Было бы желательно создание подкомитета, специально занимающегося экспертизой имеющихся законов и готовящихся законопроектов с точки зрения соблюдения конституционного принципа равноправия мужчин и женщин. Исполнительная структура – министерство или межминистерский департамент по вопросам гендерного равенства – наделенная полномочиями для проведения гендерного анализа любого народно-хозяйственного проекта или мероприятия правительства. Уполномоченные по правам человека должны больше внимания уделять защите прав женщин, предотвращению всех форм насилия в отношении женщин. Региональные структуры НМ по гендерному равенству в органах законодательной и исполнительной власти. Структуры гражданского общества – эксперты и неправительственные организации – должны также стать составной частью НМ, что позволит им напрямую участвовать в разработке национальной гендерной политики. Необходимо признать роль общественных организаций как представителей интересов тех групп населения, на социально-экономическое положение которых в первую очередь и оказывает влияние деятельность правительства. При этом правительство должно придерживаться принципа «критического партнерства», в соответствии с которым доступ к государственной поддержке и ресурсам имеют не только НПО-сторонники, но и НПО-оппоненты правительственной политики.
IV. Для эффективной работы НМ необходимо:
1) Разработать и принять Федеральный Закон «О национальном механизме по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в РФ» («О Национальном механизме по гендерному равенству), в котором должны быть прописаны функции, полномочия, мандат, финансовые и кадровые ресурсы для НМ. 2) Принять Гендерную стратегию Российской Федерации, в которой определяется государственная гендерная политика, ее цели и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период. 3) Разрабатывать и выполнять федеральные и региональные целевые программы и планы действий по соблюдению равных прав и возможностей женщин и мужчин в ситуации экономического кризиса. 4) Систематически повышать квалификацию представителей государственных структур, работников федеральных и региональных органов власти в области прав человека и гендерного равенства.
|