международная конференция
Повышение доверия к некоммерческим организациям: российский и международный опыт
powered by AGORA
О конференции
ПРОГРАММА
ПРЕЗЕНТАЦИИ, ТЕЗИСЫ
Стеногр. (пленар.19)
ФОТОГРАФИИ
СЕКЦИЯ 1 (описание)
(материалы)
(стенограмма)
(рекомендации)
СЕКЦИЯ 2 (описание)
(материалы)
(стенограмма)
СЕКЦИЯ 3 (описание)
(материалы)
(стенограмма)
(рекомендации)
ОЦЕНКА КОНФЕРЕНЦИИ
ОРГАНИЗАТОРЫ
МЕСТО
КОНТАКТЫ
Подписка
СЕКЦИЯ 2. РЕКОМЕНДАЦИИ
Международная конференция «Повышение доверия к НКО: российский и международный опыт»
Москва, ЦДЖ, 19–20 февраля 2009 г. Организатор: Агентство социальной информации
========================================================================================

Рекомендации российским НКО, выработанные участниками
секции № 2
"ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В НКО-СООБЩЕСТВЕ"


Модераторы:
Каминарская Наталья Георгиевна, исполнительный секретарь Форума Доноров
Севортьян Анна Рустемовна, заместитель директора Центра развития демократии и прав человека


Наличие кодексов, текстуально оформленных принципов, стандартов, регламентов, лучших практик в любой сфере деятельности говорит об уровне ее развития, о происходящих процессах самоорганизации и консолидации.

Очевидно, что в российском некоммерческом секторе существует потенциал для развития кодексов и распространения практик саморегулирования. Уже накоплен определенный опыт создания и продвижения этических кодексов, принципов, норм на нескольких уровнях – отдельных организаций, объединений представителей определенной социальной сферы или профессии, коалиций и сектора в целом.

Дальнейшая работа в этой области будет способствовать усилению гражданского общества за счет формулирования этических «желаемых норм», минимальных стандартов профессиональной деятельности в неправительственном секторе. Кроме того, она в силах содействовать развитию взаимодействия внутри гражданского общества. Четко сформулированные кодексы и регламенты позволят повышать доверие и более эффективно представлять сектор, с его внутренним многообразием мнений, вовне, опираясь на единую ценностную платформу.

Несмотря на распространение идеи кодексов и регламентов как таковых, переход к их практическому применению требует дополнительных усилий. Многие из созданных российских документов подобного типа декларативны, опыта их профессионального использования как механизма управления, отчетности, формы общественного договора, обсуждения их применения и определения лучших практик немного.

Предлагаемые рекомендации разработаны на основании опыта участников дискуссии «Этические кодексы, стандарты и саморегулирование в НКО-сообществе» и адресованы как отдельным организациям, объединениям и профессиональным ассоциациям, так и некоммерческому сектору в целом.

Отдельным НКО рекомендовано (в случае отсутствия собственного кодекса или прописанных принципов деятельности) выяснить, существуют ли профессиональные стандарты или кодексы в их профиле деятельности, ознакомиться с ними и принять решение о применении в собственной организации. В процесс обсуждения необходимо вовлечь сотрудников и заинтересованные стороны организации.

Профессиональным объединениям и ассоциациям организаций, имеющим собственный кодекс или стандарты деятельности, необходимо регулярно проводить их обсуждение и пересмотр. В случае отсутствия таковых рекомендуются обсудить возможность и последовательность создания подобного документа.

Всем заинтересованным участникам третьего сектора представляется необходимым непрерывный и постоянный процесс обсуждения вопросов и проблем, связанных с этическими, профессиональными нормами в сообществе, и документы в данной сфере видятся как открытые к изменениям, отражающие происходящие в обществе изменения. Безусловно, для этого важно предусмотреть адекватный механизм обсуждения, внесения и легитимации поправок.

Однозначно важным представляется продолжение работы над «НКО-координатами».

Участники конференции считают необходимым:

1. Публично объявить о продолжении работы над «НКО-координатами». Для данной работы необходимо создать постоянно действующую площадку.

2. Для развития концепции документа необходимо разработать три документа:
a) декларация о социальной ответственности сектора перед обществом;
b) профессиональные/цеховые правила;
c) операциональные правила.

3. Необходимо четче разделять этические и профессиональные кодексы, нормы, регламенты. Разделять уровни кодекса/ценностей/стандартов/руководства. Так, «НКО–координаты» – это фактически заявление о ценностях, декларация (документ первого уровня).

4. Для организации эффективного обсуждения создаваемых документов необходимо придерживаться следующих правил.

a) Не монополизировать, а, наоборот, поддерживать конкурентное количество инициатив. При этом обсуждение этических, спорных, сложных вопросов должно быть организовано профессионально, то есть само пространство обсуждения должно быть безопасным, а обсуждение – не формальным, а сущностным, системным.

b) Для обеспечения качества обсуждения, в частности, нужны осознанные усилия, чтобы включать в этот процесс разных, не обязательно априори лояльных людей/НКО.

c) Очевидно, что работа над документами по тематике профессиональных и этических стандартов может вестись параллельно несколькими группами, которые заинтересованы в теме.

d) Для подобного обсуждения требуется информационная площадка. Например, возможно использовать wiki-механизмы или другие виртуальные платформы для совместных обсуждений.

5. С точки зрения последовательности действий по созданию и продвижению документов секция выдвинула следующие предложения.

a) Сообществу НКО необходимо начать обсуждение с анализа проблем, стоящих перед обществом/государством, и в этом смысле крайне значимыми представляются взаимодействие НКО с властью и вопросы профессионализации деятельности в секторе. При анализе и самоанализе необходимо учитывать и другие процессы, контексты, перемены в российском обществе в целом.

b) В первую очередь нужно публично, на разных площадках и в разных форматах обсуждать цели и ценности, которые сообщество НКО готово совместно отстаивать (кто мы и чего хотим).

c) Рассмотреть возможные и выбрать один из механизмов compliance для НКО.

d) Нецелесообразно идти по пути создания «черных списков» НКО, которые по каким-либо причинам не соответствуют стандартам (их предлагается учить, взаимодействовать с ними, повышая их уровень до необходимой планки).

e) Целесообразно обсудить возможность создания коллегиального органа, куда можно обратиться с жалобами.

f) Организациям, присоединившимся к каким-либо этическим или профессиональным нормам, кодексам, заявлениям, рекомендуется создать для себя тест соответствия как инструмент самопроверки compliance.

g) Следует продолжить развитие стандартов на других уровнях, включая «отраслевые», тематические стандарты (по формам деятельности).

h) Отдельные профессиональные сообщества внутри некоммерческого сектора могут идти к развитию механизмов саморегулирования через присоединение к существующим мировым стандартам (например, европейского или мирового уровня ассоциации по пиар, фандрайзингу и т.п.)

i) Целесообразно обсудить возможность создания конвенции о защите друг друга в сложных ситуациях.

Кроме работы над выработкой стандартов и кодексов в некоммерческом секторе, необходимо вести постоянный самоанализ сектора. Наличие разного рода аналитических материалов, отражающих его черты и «античерты», истории и «антиистории», а также их обсуждение позволит не только поддерживать интерес внутри сектора, но и будет способствовать развитию разнонаправленных профессиональных коммуникаций.

Благодаря анализу существующих практик саморегулирования, систематизации подобных материалов и придания им более публичного характера, будет происходить рост ощущения причастности организаций к этическим документам. Это также способствует их действенности.