ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ЖУРНАЛИСТА Адрес - Москва, Никитский бульвар, д. 8А Посмотреть адрес на карте >> ИСТОРИЯ ДОМА ЖУРНАЛИСТА Рождение У Дома журналиста благородное происхождение – он из княжеского рода Гагариных. На месте нынешних зданий – самого Дома журналиста и окружающих его домов – более двухсот лет назад простирался большой парк с помпезным дворцом, колоннадой, галереями, флигелями и службами. Пожар 1812 года уничтожил родовое княжеское гнездо у Арбатских ворот, чудом сохранился лишь один флигель. Именно в нем, надстроенном и неоднократно перестроенном, сегодня располагается Дом журналиста. Вслед за Гагариными домом владели другие, не менее достойные фамилии. В начале XIX века особняк принадлежал А.М. Щербининой, дочери княгини Е.Р. Дашковой, выдающегося общественного деятеля времен Екатерины II, первого президента Российской академии наук. 20 февраля 1831 года на балу у Щербининой в центре внимания были молодожены – юная Наталья Николаевна и Александр Сергеевич Пушкины. Это был их первый выход в свет после венчания в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. С 1836 года особняк переходит во владение графини Головкиной. В 1872 году дом на Никитской прощается со своим дворянским прошлым. Его приобретает один из крупнейших представителей входящего в силу российского купечества Александр Никифорович Прибылов. Последние владельцы Александр Семенович и Софья Алексеевна Макеевы спокойно дожили свой век в одной из квартир своего бывшего дома № 8. Из всего наследия купца первой гильдии А.Н. Прибылова многолюдной семье оставили несколько комнат. Дом печати В начале 1920 года одна из московских газет сообщала: "Дом печати размещается в особняке № 8 по Никитскому бульвару, имеет четырнадцать комнат, предназначенных для читальни, библиотеки, собраний кружков и занятий, столовую, буфетную, зрительный зал со сценой на 350 человек и т.д. В ближайшие дни Дом печати откроет свои двери для московских тружеников пера". У колыбели Дома печати стояли А.В. Луначарский (именно его распоряжением особняк был отдан журналистам) и В.В. Маяковский, с первого дня и до конца жизни остававшийся членом Правления Дома. В 1920 году В.Я. Брюсов читал здесь свою пьесу "Диктатор", в обсуждении которой приняли участие видные московские драматурги и режиссеры. А в конце этого же года Брюсов прочитал доклад, по тем временам смелый и неожиданный: о мистике и иррациональности в жизни и литературе. По воспоминаниям участников встречи, страстные споры окончились глубокой ночью. Весной 1921 года в большом зале Дома печати проходила жаркая дискуссия об истоках и судьбах имажинизма, на которой был представлен весь цвет этого литературного течения: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич. 7 мая 1921 года, за три месяца до смерти, Александр Блок в последний раз выходил здесь к своим слушателям. Отметим и такое памятное событие в жизни Дома: 19 февраля 1922 года в его стенах проходил первый и, кажется, единственный в стране литературный аукцион. Поэты читали стихи и сами же продавали свои книги. Весь доход пошел в помощь голодающим Поволжья. Любопытная деталь: на афише, извещающей о спектакле и аукционе, указывалось, что В. Маяковский "по ходу действия сделает сенсационное сообщение". И он его действительно сделал, объявив, что никто не покинет Дом печати без его разрешения, а это разрешение он даст только тем, кто пожертвует голодающим Поволжья. Для Сергея Есенина, как и для многих других поэтов, Дом печати был родным. Тут впервые прозвучали многие стихи из цикла "Персидские мотивы" и здесь же состоялось его последнее публичное выступление в Москве. 25 сентября 1925 года он читал "Цветы". А через три месяца – 30 декабря – Москва здесь возлагала цветы на гроб Есенина. В те же годы на всю Москву гремела слава Театра обозрений Дома печати. Им руководил В.Я. Типот, один из основателей театра Сатиры и театра Красной Армии. В манифесте театрального коллектива было сказано: "Мы – театр наполовину, наши корни в газетно-журнальной общественности". Сегодня Новое название – Центральный Дом журналиста – особняк на Никитской получил в 1938 году. Его быстро сократили и стали называть по-домашнему – "Домжур". Сегодня культурную и общественную жизнь Москвы невозможно представить без "Домжура" – он сумел выжить и продолжал развиваться в труднейшие годы политических и экономических преобразований страны. Наверное, за это любят его журналисты, писатели, дипломаты, художники и музыканты. В Доме журналиста располагаются концертный зал на 182 места, старинные Мраморный и Каминный залы, уютные Розовая и Голубая гостиные, Интернет-зал, где проходят конференции с выходом в Интернет в режиме онлайн.
|